5 марта 2012 г.


Памятки (подготовка к заданию С1)


Данная статья содержит 6 небольших памяток, которые помогут подготовиться к написанию экзаменационного сочинения (задание С1):
Памятка 1. Основная проблема.
Памятка 2. Оценочные слова.
Памятка 3. Аргументы.
Памятка 4. Авторская позиция.
Памятка 5. Комментарии.
Памятка 6. Этическая ошибка.

Памятка 1. Основная проблема

Основная проблема - это та, 
  • которая стала объектом раздумий автора;
  • над которой он в основном размышляет;
  • к которой он неоднократно возвращается;
  • по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

В тексте
  • исследуется
  • анализируется
  • поднимается
  • рассматривается
  • затрагивается
проблема (чего? - Р.п.)
  • нравственного выбора
  • экологии
  • добра и зла и т.д.
Автором проблема может быть:
  • поставлена
  • изложена
  • рассмотрена
  • выдвинута
  • затронута
  • поднята
  • сформулирована
  • исследована 
  • проанализирована

    Памятка 2. Оценочные слова        

    Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!

    • с удовольствием прочитал...
    • нельзя остаться равнодушным...
    • к сожалению, ...
    • к немалому удивлению, узнал, что...
    • убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
    • разделяя негодование автора, хочу сказать, что...
    • оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
    • возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...
    • интересно то, как автор ... и т.п.

    Памятка 3. Аргументы

    Аргументами также являются:

    • ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
    • имена исторических деятелей
    • ссылки на признанные авторитеты и их произведения
    • свидетельства очевидцев
    • названия событий
    • цитаты
    • даты
    • различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
    • собственные наблюдения и выводы
    • положения официальных документов
    • различные общественные законы
    • законы природы
    • народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)
    • статистические данные
    • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
    • примеры из жизни окружающих
     
    Памятка 4. Авторская позиция


    Авторская позиция может быть выражена:

    1. Чётко, прямо, непосредственно
    • в названии текста
    • в отдельных предложениях текста
    • через ряд аргументов
    2. Через модальный план текста
    • риторические вопросы
    • риторические восклицания
    • порядок слов
    • лексические повторы
    • оценочную лексику
    • модальные слова и частицы
    • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений

    Языковые клише для изложения авторской позиции:


    • Автор считает, что...
    • Автор утверждает, что...
    • Автор убеждён, что... и подобная уверенность небезосновательна.
    • Автору важно убедить читателя в том, что...
    • Бесспорно мнение автора о том, что...
    • Цель автора - заставить читателя обратить внимание на ...
    • Задача автора - убедить читателей в том, что...
    • Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: ...
    • Автор подводит читателя к мысли о том, что...
    • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
    • Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ...
    • "..." - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
    • "..." - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.
    • "..." - это высказывание точно отражает позицию автора.
    • ... - вот основная идея (мысль) текста.
    • "..." - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
    • ... - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
    • ... - в этом предложении звучит прямая авторская оценка...
    • ... - всё это позволило автору выразить мысль о том, что...
    • ... - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
    • ... - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
    • Позиция автора очевидна: ...

      Памятка 5. Комментарии

    В комментарии не должно быть:
    • пересказа исходного текста или любой его части
    • рассуждений по поводу всех проблем текста
    • комментариев о действиях героев текста
    • общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)

    Памятка 6. Этическая ошибка

    Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.

    Речевая агрессия - это
    • грубое, оскорбительное, обидное общение; 
    • словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.

    Источник: Г.Т.Егораева "Русский язык. ЕГЭ 2011. Практикум 3 (С)". Издательство "Экзамен", Москва 2011


    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Спасибо. Если вы создали комментарий на сообщения созданные более 13 дней назад , то ожидайте модерацию . вам Ответ предоставится после прочтения модератора